Выступление на круглом столе «РИА Новости»

«Зерновая безопасность: нужен ли государственный контроль?»

Уважаемые участники круглого стола!

Продовольственная безопасность – это основа любой другой безопасности. Основа основ. Государство, не способное прокормить свою страну, никак нельзя считать независимым.

Надо честно признать, что два десятилетия тому назад мы утратилисвой суверенитет. Теперь мы кормим фермеров других стран, закупая себе продовольствие. Проедаем невозобновляемые ресурсы, нефть и газ, покупая то, что должны производить сами.

Что значит зерновая отрасль для России? Это – 10% валового продукта продовольственного комплекса страны. Это 10 миллионов рабочих мест, это основа всего аграрного производства - в производстве зерна занято около 70 тысяч предприятий и организаций во всех сельскохозяйственных регионах России. Около 40% агропромышленного производства непосредственно связано с зерновыми ресурсами, под посевами зерновых культур занято около половины пашни, на долю зерна приходится более трети стоимости валовой продукции растениеводства и почти треть стоимости всех кормов в животноводстве. За счет хлебопродуктов удовлетворяется до 40% дневной потребности в пище, 40-50% в белке и углеводах.

После перехода к рыночной экономике когда-то единое зерновое хозяйство России стремительно деградировало. Поизошла деиндустриализация сельского хозяйства, деградация его системоформирующего статуса. Снижаются посевные площадей всех видов зерновых культур, падают объемов валового производства высококачественного продовольственного зерна, сокращаются производственные мощности по его переработке, растет стоимость продуктов переработки зерна. Ухудшается качество производимого в стране зерна, снижаются уровня интенсивности и эффективности ведения зерновой отрасли, сокращаются объемы закупок сельскохозяйственной продукции и, как следствие, уменьшаетсявыпуск продовольственных товаров перерабатывающими отраслями промышленности, продолжает снижаться уровень и качество питания населения. Нашего населения! Возросло лишь одно - импорт продуктов питания. На долю импорта приходится сейчас половина всего потребляемого продовольствия, а по Москве и Санкт-Петербургу - 70 %.

Основной причиной этого является предательство. Предательство со стороны крупных государственных чиновников, намеренно отказавшихся в 1990-е годы от государственного регулирования отрасли. Согласно продвигаемой ими идеологеме, рынок-де сам все расставит по местам. Применительно к зерновому хозяйству это означало намеренный отказ от организационного и технологического обеспечения зернового производства. Сложилась система безответственности, основанная на лживых идеологических предпосылках. Нерегулируемый рынок – это в лучшем случае базар, в худшем – хаос. Из которого кое-кто извлекает неплохую выгоду. Кто же добивается отмены государственного контроля в ключевой отрасли национальной экономики? Идеалисты, повторявшие как мантру за покойным Гайдаром, что рынок сам все управит, как известно, вымерли еще в те же 1990-е. Зато остались подонки, готовые ради денег на все. Вот им-то контроль и не нужен. Тем более – государственный. Но мы ведь видим, что меры подлости в добывании денег у них нет. Это они организуют постоянно выявляемые Россельхознадзором поставки непригодных для питания круп или зараженного вирусом африканской чумы свиней мяса в социальные сети. Это они перекрутили на пельмени кобылу, сдохшую от сибирской язвы. Зачем им контроль? Тем более государственный?

Контроль нужен не им. Контроль на рынке нужен добропорядочному отечественному бизнесу, заинтересованному в защите своего будущего, контроль нужен самому государству в защите как национальной безопасности, так и интересов граждан, их здоровья и жизни. Отечественный ответственный бизнес не просит – он уже просто требует вмешательства государства. Только государство может – и обязано! - остановить беспредел и обеспечить безопасность бизнеса, безопасность инвестиций. Каждый год объемы недоброкачественного зерна составляют миллионы тонн! Что это значит? Потери труда, ГСМ, удобрений и агрохимикатов, потери возможностей -экономических, социальных, инфраструктурных. И многих, многих других. И государство – что же, должно смотреть со стороны, как все рушится? Да еще и потворствовать разрушителям?

Не надо забывать, что мы живем в реальном и жестком мире, и чтобы мы не были зависимы ни от кого, мы должны быть сильны и независимы. Мы не можем жить в фальшивом розово-голубом гламурном мире, какой нам рисуют те, кто держат российский народ за быдло. Мы живем в реальном, насквозь прагматичном мире, и мы должны быть прагматиками. Хозяевами своей страны.А не поденщиками на своей же земле.

Кроме отечественного не брезгующего ничем серого бизнеса в отказе от государственного контроля кровно заинтересованы зерновые транснациональные компании. Не случайно их экспансию в развивающихся странах сопровождают не стихающие коррупционные скандалы. Есть у них и «пятая колонна» - агенты влияния, особеннов тех странах, в которых они стремятся прибрать к рукам стратегические активы – элеваторы и портовые сооружения. Зачем им контроль? Тем более – государственный?

Вот и нудят их агенты влияния об «общемировой практике» отхода от государственного контроля. Только ведь нет такой практики, ложь это. Злонамеренная ложь.

Во всех основных зернопроизводящих странах мира – США, Канаде, Австралии – государство контролирует ситуацию весьма жестко, ведь речь идет о национальных интересах.

А у нас продолжают стонать - мол, бизнес сам себя проверит. Надо ему доверять. А государству и его чиновникам, дескать, доверять никак нельзя. Обманут, обворуют. Забавно, но громче всего об этом талдычат чиновники Минэкономики России, «изучающие»«регулирующее воздействие», не имея ни малейшего представления об особенностях аграрного производства и если и видевшие пшеничные поля, то лишь из окна персонального автомобиля. Что это - потрясающая некомпетентность или нечто похуже?

А чем, собственно, мы рискуем, отказываясь от государственного контроля в зерновой отрасли?

«Только» тем, что тогда мы добровольно отказываемся от суверенитета, добровольно будем и впредь проедать национальное достояние, добровольно обречем сельское население на вымирание на плодороднейших российских землях.

Нам нужно другое - инвестиции в продовольственную безопасность, инвестиции в будущее России. Мы хорошо понимаем, что порядком обнищавшее за годы «капиталистического процветания» государство не может инвестировать в сельское хозяйство даже в тех объемах, что наши китайские соседи. Но обеспечить интересынационального бизнеса оно не только способно, но и обязано.

Не стоит при этом забывать и о политических и социальных аспектах зерновой проблемы. Перебои с хлебом послужили самым непосредственным толчком к государственному перевороту в Петербурге 17 году, как впрочем, и в Египте в наши дни. Голодные бунты и революции всегда шли рука об руку.

За последний год по данным Всемирного банка цены на продовольствие выросли на 33%. Эксперты уверены, что тенденция роста цен на продовольствие необратима. И в такой ситуации нам предлагают пустить в зерновой отрасли все на самотек, отказавшись от контроля?

Не стоит забывать и о том, что качество российского зерна стремительно падает. Все больше растет доля зерна 4 класса, производство зерна 3 класса при этом уменьшается. Причина этому - низкий технологический уровень производства зерна. Особое беспокойство вызывает загрязненность российского зерна микотоксинами. Многолетний мониторинг товарных партий фуражного зерна изернопродуктов вЮжном Федеральном округе показал, что около 60% всех исследованных образцов фуражного зерна изерносодержащих комбикормов поражены комплексом видов токсинообразующих грибов. Такое зерно попадает в корм скоту, а в конечном итоге загрязненное ими мясо оказывается на нашем столе.

Учитывая все это, понимаешь, что сам вопрос о том, нужно ли наводить порядок в отечественном зерновом хозяйстве, является излишним. Совершенно очевидно – это первоочередная необходимость.

Благодаря идеологической зашоренности мы стали недопустимо, преступно, зависимы от импорта продовольствия. Сейчас Россия вступает в ВТО.В условиях, когда конкурентные позиции отечественного зернового хозяйства совершенно не соответствуют уровню развитых зернопроизводящих стран и, прежде всего, по энергоемкости и трудоемкости производства. Это значит, что мы должны в принципиально новых условиях приложить титанические усилия к развитию зерновой отрасли как основы продовольственной безопасности страны и ее экономической независимости. Можно ли это сделать без четкой государственной политики, без государственного учета и контроля?!

Нам нужна политическая воля, создание юридических инструментов проведения государственной политики, учет национальных активов. Только при этих условиях мы сможем возродить Россию. При этом я вовсе не призываю к введению государственной монополии на торговлю зерном. Фактически, в аграрном секторе мы вернулись к многоукладной экономике. И задача государства – создать оптимальные условия для всех сельхозтоваропроизводителей, защитить их от грабежа псевдорыночных структур.

Зачастую крестьянин поставлен перед отсутствием выбора – куда сдавать зерно. И с него дерут буквально три шкуры, занижая классность зерна, обманывая при взвешивании. Как показали итоги некоторых расследований, каждое хозяйство при этом старались нагреть на кругленькую сумму – от одного до трех миллионов рублей. И государство при этом сейчас остается в стороне!!

Те в буквальном смысле слова нахлебники, которые паразитируют на зернопроизводителях, рубят сук, на котором сидят. Отрасль остро нуждается в модернизации, а при нищем существовании самих производителей зерна невозможно ни внедрение современных технологий, ни привлечение инвестиций со стороны. Без этого российское зерно не станет по-настоящему конкурентоспособным на внешнем рынке.

Для меня как для депутата Государственной Думы члена комитета по безопасности для которого высшим приоритетом является защита наших граждан от преступных посягательств, совершенно очевидно, что необходимо сформировать единое правовое поле в области аграрного производства и переработки. Особенно в области зернопроизводства и оборота зерна. Прозрачное, понятное и недвусмысленное для всех многочисленных участников зернового рынка. Политика в отношении зернового рынка должна быть ясной и стабильной.

Государственный контроль в этой сфере нужен. Необходим. Своего рода хлебная инспекция существовала столько же, сколько существуют хлеб и товарно-денежные отношения – и в древнем Египте, и в Риме, и в средневековой Европе, она существует и в наши дни – во многих странах мира.

Нужна ли нам возрожденная Государственная хлебная инспекция? Сразу же после выступления Президента с таки предложением, в определенных кругах начались завывания – мол, Президент совсем не то имел в виду, не это хотел сказать. Нет, Президент предложил именно это – возродить Государственную хлебную инспекцию. Если это необходимо. По-моему, это действительно необходимо.

Государство должно гарантировать возрождение зерновой отрасли как ключевой отрасли российской экономики.

Не будем забывать о том, в соответствии с Конституцией Российской Федерации именно государство – гарант существования России, гарант ее безопасности – военной, политической, социальной и продовольственной.

Дата публикации: 26 августа 2011
Количество просмотров: 3713720
При использовании материалов сайта, ссылка обязательна.

Актуальные публикации

23 июня 2017
Выступление на Красной площади, посвящённое выпуску офицеров Московского Высшего военного командного училища

20 июля 2015
Исторический казус...

14 марта 2014
Сколько волка ни корми...

21 сентября 2011
Выступление на Правительственном часе с участием Министра юстиции

22 декабря 2010
Выступление на Правительственном часе в Государственной Думе

6 сентября 2010
Выступление на Круглом столе в Государственной Думе

30 октября 2008
Выступление на Парламентских слушаниях в Государственной Думе

10 сентября 2008
Выступление на Правительственном часе в Государственной Думе

24 июля 2007
Россия - не шахматная доска...

25 ноября 2006
Выступление в Совете Федерации

17 марта 2006
Профессионально и без колебаний...

1 июля 2005
Выступление на Пленарном заседании в Государственной Думе

12 мая 2005
К вопросу об экстрадиции гр. Адамова

6 мая 2005
Патриотизм и гражданский долг

11 апреля 2005
Последствия реформ Горбачёва

15 июня 2004
К вопросу о перезахоронении В. Ульянова

Публикации в сети

Абельцев в Яндексе