"Великий Кормчий"

Председателя КНР Си Цзиньпина, чей культ личности фактически сформирован в стране, отныне в Китае будут именовать «Великим Кормчим». До этого момента этот титул был только у основателя КНР Мао Цзэдуна.

Си Цзиньпин заявил о строительстве в Китае нового типа цивилизации, провозглашенная им «китайская мечта» заключается в принципиальной альтернативности западному пути развития.

Хотелось бы коротко поделиться некоторыми мыслями относительно того, что будет с миром и с Китаем и как следует оценивать современную эпоху. Когда на рубеже 1980-х Дэн Сяопин начинал экономические реформы, он принимал политическое решение. То, что сейчас происходит в Китае при Си Цзиньпине - это усиление государства. Мы видим, что при усилении государства, в том числе и экономических функций, его эффективность, в том числе экономическая, не снижается, а растёт. Это противоречит всему, о чём нам говорили последние десятилетия как о базовых принципах - что рынок всё решит сам, всё расставит по своим местам, что рынок сам определит оптимальный порядок.

Ранее китайцы не озвучивали, но думаю, всегда держали это в уме, а сейчас говорят открыто: «У нас есть принципиальная альтернатива Западному миру». Конечно, Китай ближе к социалистическим взглядам, потому что социализм ближе традиционному обществу с другой системой ценностей, чем современному либеральному.

В этом смысле «китайский социализм» это ещё и способ преодолеть цивилизационный барьер, войти в западную систему координат, стать понятнее для западного человека. Есть ещё один очень важный момент, который характеризует нашу эпоху. Вообще, понятие «характер эпохи», который активно и успешно используют в Китае, это марксистская категория. Не отдельная страна, не совокупность всех государств, а весь мир в целом, всё человечество переживает переходный период. Главное условие успешного завершения переходного периода - это сильная идентичность.

Если мы посмотрим на Западный мир, на Соединённые Штаты, на Западную Европу, то увидим разрушение идентичности. Ведь толерантность, выяснения «либеральный - нелиберальный» - это и есть разрушение идентичности. Толерантность - это стирание граней, привычного нам порядка и, как следствие, наступление хаоса. Западный мир, который на протяжении 500 лет вёл за собой, рассыпается. Он не сможет в таком виде перейти в новое состояние, в которое переходит наш мир, он может перейти только в виде материала, который нужно будет заново собрать и организовать.

Китай - практически единственная страна, которая не разрушает идентичность, а создаёт её. Это проявляется и в так называемой системе социального кредита или социального рейтинга - очень важном, магистральном направление развития.

Мир, как бы ни критиковал китайскую систему за ограничение прав и свобод человека, в действительности сам к этому возвращается - к ограничению. Во всех странах, критикующих Китай за попрание свобод, сейчас стоят видеокамеры, действует система распознавания лиц; посещение мероприятий, магазинов, транспорта возможно только по QR-кодам и так далее. Получается, что это уже универсальная норма, отражающая требования современной технологической цивилизации и использование ею своих достижений.

Сможет ли Китай создать модель, которая будет самодостаточной? Это главная проблема для развития Китая. Ведь кроме военного, единственный ресурс, который остался у Соединённых Штатов - это научно-технологический: фундаментальные открытия и фундаментальная наука, а Китай в этой области очень серьёзно отстаёт и хорошо это понимает.

Последнее время в Китае пишут о том, что Китай не является религиозной цивилизацией. Вот западная цивилизация - это религиозная, христианская цивилизация, а Китай религиозной цивилизацией никогда не был. Именно потому, что западная цивилизация религиозна, сердцем западной цивилизации является божественный акт творения, а в китайской цивилизации этого нет. Если посмотреть на развитие мировой науки и техники, мы увидим, что китайцы - мастера всё совершенствовать. Если они знают, как делать автомобили, можете не сомневаться, что через двадцать лет они сделают легковую машину лучше, чем японцы или немцы. Но разорвать ткань мироздания, создать нечто принципиально новое, сделать фундаментальное открытие китайцы не могут, во всяком случае, у них нет такой традиции, развитие традиционного Китая шло в русле принципиальной эволюционности. И если Китай не сможет преодолеть этот цивилизационный недостаток, ему будет крайне сложно в XXI веке претендовать на ведущую роль в мире.

На сдерживании научно-технического развития Китая построена политика США в последние годы. Здесь пролегает основная линия противоборства не только Соединённых Штатов и КНР, но и техногенной цивилизации и цивилизации культуры, которые должны найти способы взаимодействия. Как только эти способы будут найдены, очередная переходная эпоха в истории цивилизации завершится.

22.11.2021
При использовании материалов сайта, ссылка обязательна.

Актуальные публикации

04.04.24
Похвала тишине

18.03.24
Во дни печальные Великого поста...

22.02.24
Первый без равных

22.01.24
Насколько мы ничтожно малы...

31.12.23
Новогоднее пожелание

19.12.23
Делегатам XXXV съезда ЛДПР

16.11.23
Выступление в Государственной Думе на совещании по профилактике преступности мигрантов

10.10.23
Пакт Монклоа

29.09.23
Выступление на Форуме участников СВО

04.07.23
Анатомия примитивизма

06.06.23
День рождения А. С. Пушкина

06.04.23
Памяти Владимира Жириновского

21.02.23
Л. Слуцкому, спавшему на Послании Президента РФ

06.01.23
Актуально спустя 20 веков

07.07.22
Выступление на Всероссийском Молодёжном Форуме ЛДПР

06.04.22
Памяти Владимира Жириновского

04.04.22
Паутина

29.09.21
Обращение Председателя ЛДПР

24.07.21
Выступление на Красной площади, посвящённое 145 выпуску офицеров Московского Высшего военного командного училища

19.04.21
Наилучший сценарий

18.04.21
Окно Овертона

Страница в Контакте

Сергей Абельцев в ТикТок