Важность проблемы, поставленной на обсуждение, не вызывает сомнений. Присутствующие здесь отчетливо представляют себе состояние темного абсурда, которое характеризует детско-юношескую среду России. Не будем закрывать глаза на то, что в значительной степени глубина отрицательных процессов обусловлена самой государственной политикой на этом направлении. Приведу одно заявление господина В. Шумейко: Мы делаем реформы для молодых, а не для пятидесяти - шестидесятилетних. Так в свое время закладывался раскол между отцами и детьми.
Конечно, денег в бюджете нет. Делить в нем нечего, и при нынешнем курсе детская преступность может быть побеждена только частично. Тем не менее, в плане работы Госдумы на весну этого года из примерно 490 законодательных актов около 60 охватывают правоохранительную тематику, в том числе 15 - вопросы, вынесенные на данную конференцию.
Главными из них представляются законы о детско-юношеском спорте, о защите общественной нравственности, об основах государственной политики, а также об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и некоторые другие.
В условиях кризиса многие отрицательные явления могут быть преодолены без особых финансовых затрат, путем простой смены общественных настроений и ориентиров. Кто нам мешает на основе имеющегося законодательства остановить разлагающую деятельность средств массовой информации, прекратить муссирование совершенно ложного тезиса о приоритете прав человека над правами нации и государства? Запретить примитивное антиисторическое воспитание детей в школе? Вспоминается один круглый стол в Совете Федерации, на котором школьная учительница взахлеб рассказывала, что не дает оценок историческим событиям, предоставляя делать это самим учащимся. Убежден: история детерминирована, и свободных толкований, тем более детских, не терпит.
Давать методические советы в этой аудитории мне неудобно, однако ясно, что подходы к решению проблемы могут быть формальные и по существу. ЛДПР проводит интенсивную молодежную политику, и некоторый опыт в этой области имеется. Как представляется, наряду с другими инициативами, возможны следующие подходы.
Во-первых, необходимо проявить действительный, а не показной, интерес к работе с молодежью, сформулировав реальную программу. Сейчас кажется, что этим занимается в Госдуме - одна Алевтина Апарина, а за ее пределами - только либеральные демократы. Еще Лужков обещал построить в Москве 10 больших общедоступных катков.
Во-вторых, перейти к раздельному воспитанию и обучению детей, предоставив женскому учительскому персоналу поле деятельности в женских гимназиях. Поголовная феминизация воспитания ребят уже не раз играла свои злые шутки. Чего стоят одни солдатские матери: такого явления не было нигде, тем более в прежней России.
И в третьих, навести должный порядок в пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних, с тем чтобы там осуществлялось перевоспитание, а не окончательное моральное уничтожение молодого поколения.
В истории России есть пример комплексного решения проблемы массовой детской беспризорности и преступности. Это пример Дзержинского, которому, что бы ни говорили, удалось обуздать вышедшему было из-под контроля стихию. Сейчас у нас за работу с молодежью отвечает Густов Вадим Анатольевич, поэтому считаю, что выводы и предложения конференции должны быть направлены непосредственно в его адрес.
01.07.2001