|
Выступление на Всероссийском Молодёжном Форуме ЛДПРВоспитание чувств В данном случае это не о знаменитом романе Гюстава Флобера «Воспитание чувств», это о воспитании любви, привязанности к Родине, преданности ей, и готовности к жертве ради неё, что является высшим смысловым и эмоциональным наполнением понятия Патриотизм. Чувство патриотизма - это эмоциональный процесс высочайшего уровня, выражающий целостное отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает в нём. Безусловно, это внутренняя установка каждого отдельно взятого человека, она может быть как гипертрофированной, так и атрофированной, как поначалу его вообще не бывает у маленького ребёнка, оперирующего масштабами семейного круга или детского сада. Но по мере возрастания и наполнения сознания информацией, особенно российской историей и литературой, и знаниями в чувственной сфере маленького человека начинает появляться сначала неопределённое, а потом всё более и более, по мере взросления, особое чувство - чувство Патриотизма. Полагаю, что дать полную всеобъемлющую характеристику этому чувству не под силу ни философам, ни психологам. Да это и не нужно. Главное в том, что это чувство, или задатки к нему есть в душе каждого. Превратить этот начаток в настоящее чувство - прекрасное, беззаветное, бескорыстное и жертвенное - задача сложная и ответственная. На мой взгляд, патриотизм - это высшее качество человека, отличающее его от скота с человеческим лицом. И как же важно в этой ситуации понимание того, что чувство это можно косвенно направлять и регулировать посредством деятельности, в которой оно формируется и проявляется. Да, патриотизм может и должен воспитываться, для этого имеются все необходимые средства, возможности, опыт и знания… В своём сегодняшнем выступлении представляю вашему вниманию основополагающие документы нынешнего этапа воспитания патриотизма, которые находят своё применение в практике и должны были играть определяющую роль. Излагаю свой обзор за последние 12 лет в хронологическом порядке. 1). 29 октября 2009 года Инициатива РОСТО (преемница ДОСААФ) начинать готовить призывников с 14 лет с целью активизации военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. - 5 октября 2010 года Утверждение премьер-министром России В. Путиным программы патриотического воспитания до 2015 года. Ставила своей задачей формирование патриотического сознания как одного из факторов единства нации. Она предусматривала к 2015 году увеличить число граждан, участвующих в патриотических мероприятиях, с 35 до 50%, а долю граждан, положительно оценивающих эти мероприятия - с 40 до 90%. Количество действующих объединений и клубов патриотической направленности планировалось увеличить с 319 000 до 400 000, а музеев - с 14 500 до 21 000 - 20 октября 2012 года В Администрации президента России создаётся Управление по общественным проектам, призванное отвечать за развитие патриотического воспитания и укрепление духовно-нравственных основ общества. Это управление было создано по идее В. Путина, обеспокоенного падением нравов в российском обществе. Фактически именно тогда, 10 лет назад, В. Путин весомо заявляет о том, что идеология патриотизма - это некая доминанта, смысловой приоритет его президентства. - 11 декабря 2012 года При президентском совете открываются православные клубы. Комиссия по духовно-патриотическому воспитанию при президентском совете по межнациональным отношениям совместно с РПЦ открывает в России сеть православных дискуссионных клубов, ориентированных на молодёжь. Этот проект был призван бороться с религиозным экстремизмом, пропагандировать духовность и прививать уважение к церкви. - 12 декабря 2012 года В. Путин в послании Федеральному Собранию объявляет, что именно в патриотизме он видит «консолидирующую базу нашей политики». В понимании В. Путина патриотизм - это, прежде всего «ответственность за свою страну и её будущее», в самом послании слово «патриотизм» было упомянуто президентом лишь шесть раз. - Март 2013 года Создание в полпредствах департаментов патриотического воспитания. В аппарате каждого полпредства создали идеологические департаменты или департаменты общественных проектов. Задача департаментов - патриотическое воспитание и взаимодействие с гражданским обществом. - 22 мая 2013 года На закрытом правительственном часе в Государственной Думе, в присутствии министра обороны С. Шойгу, состоялась презентация военно-патриотического движения «Гвардия Отечества», призванное заняться патриотическим воспитанием детей и подготовкой молодёжи к армии. Новое движение создано совместно с ДОСААФ. В задачи «Гвардии Отечества» входит возрождение, сохранение и развитие детских, юношеских и молодёжных патриотических групп, клубов и центров по интересам. Членство в движении добровольное, организация охватывает всю российскую молодёжь. - Сентябрь 2013 года «Оживили» существовавший ещё с 2002 года «Роспатриотцентр». Госучреждение передано в ведение «Росмолодёжи» и начало координировать работу всех региональных патриотических клубов. В частности, организация и проведение Всероссийских гражданских сборов патриотов. - Октябрь 2013 года Решение Минкультуры и Минпромторга с 2014 году начать создавать патриотические отечественные видеоигры, а также отсеивать иностранные игры, в которых будут обнаружены дискредитация национальных образов и отсутствие исторической достоверности. Отечественные стратегии и стрелялки должны «реалистично и с максимальной исторической достоверностью отражать события, не допуская создания негативного образа русского воина. Игра должна нести познавательную функцию, способствовать военно-патриотическому воспитанию». - Октябрь 2013 года Начался процесс создания союза патриотических СМИ, с целью объединить все патриотические средства массовой информации. - 07 ноября 2013 года После того, как на заседании Валдайского клуба В. Путин заявил, что формирование гражданской идентичности должно идти на основе патриотического сознания, 7 ноября Президент вносит в Госдуму законопроект, расширяющий применение государственных гимна и флага в учебных учреждениях: флаг должен висеть постоянно, а гимн помимо торжественных мероприятий исполняться ещё и перед первым занятием в день начала учебного года. - Апрель 2015 года Разработана новая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы». - Май 2015 года Правительство России одобрило идею создания нового патриотического телеканала для детей и молодёжи «РОСсвет». - 02 января 2016 года Правительство утвердило программу патриотического воспитания. Премьер-министр России Д. Медведев подписал Постановление об утверждении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы». - Май 2016 года Состоялся первый Всероссийский слёт возрождённого военно-патриотического движения, на котором С. Шойгу собрал юнармейцев. Шойгу подчеркнул, что «цель движения состоит в том, чтобы каждый юнармеец верил в свою родину, знал историю и понимал, к чему нужно стремиться». - Октябрь 2016 года Министерство культуры публикует «Каталог патриотической музыки». Учить историю, а главное - лучше понимать и любить свою страну, отвечать на важные для себя вопросы можно не только по учебникам или средствам массовой информации, но и по музыкальным произведениям. «Каталог» получился внушительным, мудрым и могучим - в нём собраны 8000 музыкальных работ разных жанров. От симфонической музыки до песен о разных уголках нашей Родины. От произведений о славной истории нашей страны до песен о её сражениях и битвах… - Июль 2017 года Депутаты Госдумы фракции ЛДПР А. Шерин и В. Сысоев вносят законопроект об обязательном показе патриотических фильмов в воинских частях, военных учебных заведениях и МВД. - 24 января 2018 года Депутаты и руководители ДОСААФ России обсудили проблемы подготовки российских граждан к военной службе и военно-патриотического воспитания молодёжи. Председатель ЛДПР Владимир Жириновский выразил мнение о том, что военно-патриотическое воспитание юных россиян не удастся выстроить эффективно без применения истории. «В советский период было мощнейшее патриотическое воспитание. Но мы оторвали царскую Россию. В школах говорили: царская Россия - тюрьма народов. У нас воспитывали любовь к советской России, но и она закончилась, а началась демократическая. Надо, чтобы не было разрыва. Надо соединить все три России - царскую, советскую и нынешнюю - и воспитательный процесс должен идти по принципу «Одна Родина, одна Армия, одно Государство». - 22 февраля 2018 года На торжественном вечере, посвящённом Дню защитника Отечества В. Путин назвал патриотизм чертой характера русского народа: «Патриотизм - в характере нашего народа. И мы знаем, на какую героическую высоту он поднимает людей, когда Родина в опасности. Спасение Отчизны, готовность закрыть собой боевого товарища, защитить тех, кто тебе дорог, всегда сильнее любых, самых тяжёлых испытаний». - 04 ноября 2018 года Президент В. Путин на приёме по случаю Дня народного единства назвал патриотизм «стержнем генетической памяти» русского народа и самой важной частью общенациональной культуры. В. Путин подчеркнул, что для России «имеют особую ценность» идеалы патриотизма, потому что на них «основана непобедимая сила духа» русского народа, «которая не раз удивляла и восхищала весь мир». - Июль 2019 года Объявлено о строительстве в парке «Патриот» центра военно-патриотического воспитания и обучения школьников «Авангард». Старшеклассники в свободное от учёбы время смогут приезжать туда для прохождения учебных сборов по основам военной службы. - Январь 2020 года По итогам заседания оргкомитета «Победа» В. Путин в рамках нацпроекта «Образование» поручает подготовить Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». - Май 2020 года В. Путин вносит в Госдуму поправки в закон «Об образовании», в котором предложено указать, что воспитание должно быть направлено также на формирование у учащихся «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества». - 08 мая 2020 года В. Путин в своём интервью, посвящённом событиям Второй мировой войны, выступил против «квасного» патриотизма: Национальная идея России заключается в патриотизме, но он не должен быть «квасным, затхлым и кислым». Патриотизм должен быть посвящён развитию страны. Он также заявил, что не нужно постоянно хвататься за героическое прошлое страны, а надо смотреть и в её успешное будущее. - Июнь 2020 года Министерство просвещения представляет разработку нового проекта - «Патриотическое воспитание граждан РФ», в котором формулирует базовые ценности, которые он должен прививать. Это - Родина, семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, любовь к природе, стремление к знаниям, труд и личность. - Июль 2020 года Госдума принимает поправки в закон «Об образовании», касающиеся патриотического воспитания в школах. Поправки закрепляют в законе положения о том, что воспитание должно сформировать у обучающихся чувство патриотизма, уважение к памяти защитников Отечества, к закону, к старшему поколению, традициям и окружающей среде. - Июль 2021 года Министерство просвещения включает воспитание патриотизма в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который призван обеспечивать личностное развитие учащихся, в частности патриотическое и трудовое воспитание. - Февраль 2022 года В рамках пилотного федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» в подмосковных школах появились первые советники директоров по патриотическому воспитанию. Советники призваны отвечать за внеурочную деятельность, придумывать культурные и спортивные мероприятия. В советской школе воспитанию очень сильно помогали вожатые, такими «вожатыми» теперь предполагается стать советникам. - Март 2022 года В России в рамках проекта «Zа нами правда!» начал работу сайт для публикации патриотического контента Занамиправда.рф, на котором можно размещать любой патриотический контент: картинки, фото, видео, стихи и песни. Его главная цель - дать возможность согражданам обмениваться контентом патриотического содержания через сайт, а также в сообществах, в соцсетях и в мессенджерах, поделиться своими идеями - как ещё поддержать нашу армию, наших солдат и офицеров, защищающих Родину. - Май 2022 года Министр просвещения С. Кравцов выступает с инициативами: - с 1 сентября 2022 года в каждой школе в начале недели исполнять гимн России и поднимать государственный флаг; - изучение истории планируется начинать не с пятого, а с первого класса. 30). 19 мая 2022 года В Госдуму внесён законопроект о движении детей и молодёжи «Большая перемена». Это движение широкого контекста, широких возрастных рамок: это и школьники, и молодёжь. Это гибкий, более широкий формат, который позволит детям из разных направлений и организаций на патриотической основе ощутить единство и сплочённость. Очевидно, что в последние годы тема патриотизма стала популярной в области российской безопасности и военной идеологии, где она в большей степени связана с национальной безопасностью РФ и сохранением нынешней политической системы. Например, в Указе «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» упоминается запуск системы «духовного, нравственного и патриотического воспитания граждан». В Военной доктрине Российской Федерации 2014 года также упоминается о «патриотическом воспитании», патриотизм воспитывается и культивируется. Это не только «священный долг россиян», это высочайшее чувство живой души, моральный ориентир для подростков и молодёжи, фундамент национальной гордости и достоинства. Этими словами я хотел закончить своё выступление, но считаю, что тема патриотизма, неотделимо связанная с духовной и чувственной сферами человеческой личности, требует отступления от сухой буквы законов, правительственных постановлений, президентских указов, которые, безусловно, важны, и которым я посвятил большую часть доклада. Но сердце и разум не смогло ограничиться этими сугубо правовыми, юридическими и нормативными положениями. Ведь всё вышеперечисленное, по сути, лишь пустая оболочка без содержания и наполнения. Наполнение возможно только через практическое воплощение эмоционально-нравственного компонента патриотизма, то, что мы называем подвигом. Неоднократно я задавал себе вопрос: «На каких уложениях или княжеских указах зиждились подвиги русских былинных богатырей; чьими высочайшими повелениями руководствовались герои войны 1812 года Денис Давыдов и Василиса Кожина; какие решения съездов ВКП(б) заставляли отдавать свои жизни Зою Космодемьянскую и Александра Матросова; и о постановлениях ли Государственной Думы или Совета Федерации думали Евгений Родионов и бойцы 6-й роты, уходя в бессмертие; слышал ли вообще о существовании нацпроекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» Герой России, уроженец маленькой Тувы, старший сержант Мерген Донгак, в одиночку ножом уничтоживший 34 украинских националиста и освободивший почти сотню пленных российских солдат?». Ответ, скорее всего, - «нет». Отменяет ли это «нет» необходимость и значимость правовых норм? Однозначно - «нет». Содержание и форма - вечные философские категории. Их взаимосвязь и есть основа единства всех составных элементов, внутренних процессов, связей и противоречий, рождающие результат. Этот результат и есть то прекрасное, отчасти таинственное, во многом смертельно опасное, но абсолютно во всём спасительное, жизнеутверждающее и всепобеждающее состояние Духа и Разума, которое носит ёмкое название Патриотизм.
07.07.2022
При использовании материалов сайта, ссылка обязательна. |
Актуальные публикации04.04.24 18.03.24 22.02.24 22.01.24 31.12.23 19.12.23 16.11.23 10.10.23 29.09.23 04.07.23 06.06.23 06.04.23 21.02.23 06.01.23 07.07.22 06.04.22 04.04.22 29.09.21 19.04.21 18.04.21 |