Выступление на "Парламентских слушаниях" в Государственной Думе

на тему: "Принятие федерального закона "Правила дорожного движения в Российской Федерации"-
необходимая мера, регулирующая общественно-правовые отношения в сфере дорожного движения"

Уважаемые участники Парламентских слушаний!

Насколько соразмерны ожидания от вносимых в Правила дорожного движения изменений и реакция на них в обществе?

Я бы ответил на этот вопрос так: несмотря на все усилия законодателей, правовой нигилизм на дизм на дорогах растёт. И это имеет под собой очень серьёзное основание, которое, к сожалению, практически не изучается и не анализируется. Этим основанием является тот факт, что большая часть ДТП обусловливается поведением участников происшествия - виновника и жертвы. Этот факт настоятельно заставляет переводить вопрос о мерах для уменьшения числа происшествий на дорогах в плоскость изучения личности виновного, мотивов поведения человека, анализа специфических причин и условий возникновения ДТП.

Ведь основным элементом происшествия является лицо, которое под воздействием определённых причин выбирает и реализует в действительности ту или иную модель поведения.

Пешеходы в большинстве случаев идут на нарушение ПДД осознанно. Нередки ситуации, когда пешеход пересекает дорогу, даже не посмотрев на неё, довольно часто они не реагируют на предупредительные сигналы водителей. Подобное отношение влечёт неизбежное совершение ДТП с вытекающими последствиями. Водители же ещё чаще осознанно нарушают ПДД: останавливаются за стоп-линией, начинают движение раньше, чем загорится зелёный свет светофора, выезжают на встречную полосу или на тротуар, превышают допустимый скоростной режим, при виде пешеходов не предпринимают мер к остановке транспортных средств.

Поэтому предупреждение ДТП представляет собой особую деятельность, которая касается работы не только ГИБДД, но и многих других органов и организаций, имеющих отношение к обеспечению безопасности дорожного движения, состоянию дорожного полотна, техническому состоянию автомобилей, первоначальной подготовке водителей, работы медицинских комиссий и т. д.

Всё перечисленное может оказывать определённое влияние на создание ситуаций для совершения ДТП, следовательно, необходимо отдельно рассматривать водителей, потерпевших, пешеходов и пассажиров.

Очевидно и другое. Никакие уговоры, никакая разъяснительная работа не будет успешной. Помочь может только одно: неотвратимость наказания за нарушение. То есть и пешехода, и водителя нужно принудить к соблюдению правил дорожного движения. А принуждать должен именно сотрудник ГИБДД. Невзирая на лица, на чины, на звания. В этом отношении показателен недавний случай, когда полиция Парагвая оштрафовала за злостное нарушение правил дорожного движения президента страны Фернандо Луго. А ведь в Парагвае коррупция является не меньшей бедой, чем в России.

Небольшое отступление. Не так давно открытый музей Госавтоинспекции представил экспозицию, которая охватывает четыре века. Ещё не было ни дорог, ни машин, а наказания за нарушения были не в пример серьезнеё, чем сегодня: битьё кнутом, ссылка на каторгу и даже смертная казнь.

Позволю себе ссылку на Америку, где попытаться вступить в противостояние с полицейским - значит получить набор неприятностей по полной программе, вплоть до применения оружия. Там немыслимо представить ситуацию, чтобы водитель вышел из машины и начал угрожать полицейскому увольнением или другими напастями. Даже выйти из машины нельзя - только по приказу, всё остальное - попытка нападения. А у нас - пожалуйста. Вышли, вызвали по мобильному телефону пьяных друзей, а потом обрушиваются на сотрудников ГИБДД с обвинениями.

Почему так происходит? Потому, что американские полицейские действуют строго в рамках закона. Если они за эти рамки выходят - их наказывают. Вот они за них и не выходят, но в полном соответствии с законом могут, так скажем, “слегка отрихтовать” гражданина за неподчинение их требованиям.

Последовательность действий такова: если по закону положено что-то подписать, то нарушителя попросят это сделать. Если тот подписывать отказывается, у него потребуют. Если начнёт качать права, угрожать и размахивать кулаками - получит, например, электрошокером, потом его, лежащего лицом на капоте, ознакомят с правилом Миранды, и как конечный результат - упакуют в тюрьму.

Если уж государство посылает людей в погонах наводить порядок, то оно должно озаботиться тем, чтобы обеспечить их соответствующими правами. И осознанием того, что в любом случае закон защитит их, а не “безвинно пострадавших”, как у нас происходит с “маршами несогласных”.

Главная ошибка в процессе перманентного и при этом безуспешного совершенствования Правил дорожного движения в том, что внедряются всё более и более драконовские поправки, но упускается главное - рациональность поведения на дорогах и неотвратимость наказания.

Под рациональностью поведения понимается, например, не то, что выпил водитель, перед тем как сесть за руль или нет, а в том, можешь ли он уверенно вести машину или нет.

Уставший человек, находясь за рулем, представляет собой не менее страшную опасность, чем употребивший алкоголь. Хотя по существующему у нас закону его невозможно отстранить от управления автомобилем.

Кроме того, последние исследования установили, что женщина с аппетитными формами действует на мужчин подобно крепкому алкогольному напитку.

К такому выводу пришли американские учёные из Гвиннетт -колледж, штат Джорджия.

Учёные исследовали, как работает головной мозг мужчин при виде фотографий женщин с ярко выраженными формами. Оказывается, мозговые зоны активизируются так же, как это происходит при потреблении алкоголя или наркотиков. При этом модели, не обладающие такими данными, не вызвали у участников исследования подобной реакции.

Во всём мире полицейских интересует не количество принятого алкоголя или наркотиков, а способность человека вести машину. Именно с этой целью они просят его пройтись по начерченной на асфальте мелом линии или дотронуться с закрытыми глазами указательным пальцем до кончика носа. Их интересует потенциальная степень опасности водителя.

А в отечественном законодательстве рациональный подход к вопросам безопасности дорожного движения не стал приоритетом.

25 мая с. г. в Турции в результате падения автобуса с обрыва погибли 16 российских туристов, 25 получили ранения.

Как только произошла автомобильная катастрофа в Турции, государство отреагировало мгновенно. Это хорошо, что мы научились, наконец, не бросать в беде своих граждан в любой точке земли.

Но вот за те же сутки в России на наших, а не на турецких дорогах погибли примерно 70 человек, около 700 были ранены. И никаких самолётов МЧС.

Нужна повседневная, рутинная работа, контроль подготовки и допуска водителей, строительство и содержание дорог. Будничная работа и следование рутине правил важнее, чем подвиг. Потому что спасёт огромное количество жизней.

Последние изменения ПДД ещё раз показали, что нынешняя система их принятия явно устарела, как, собственно, устарели и сами Правила, имеющие зачастую нечёткие формулировки, темы, разбросанные по разным разделам, термины, требующие разъяснений и не соответствующие современным реалиям. Попытки улучшить Правила есть как вполне здравые, так и вызывающие вопросы и недоумение.

Повышение ответственности водителей за непропуск пешеходов на пешеходном переходе - тема актуальная. Однако при имеющемся тут и там плохом освещении, отсутствии предупреждающего знака “Пешеходный переход” даже в Москве, несправедливо наказывать водителя, перед которым неожиданно возникло это препятствие. Поставьте везде знаки, предупреждающие о приближении пешеходного перехода, уберите “зебру” с многополосных дорог, обеспечьте хорошее освещение мест перехода и только после этого строго спрашивайте с водителей. Но как произнёс классик: “Мы пойдём другим путём”.

А может быть разумнее воспользоваться уже имеющимся мировым опытом?

10.06.2010
При использовании материалов сайта, ссылка обязательна.

Актуальные публикации

06/04/2022
Памяти Владимира Жириновского

31/12/2021
Новогоднее пожелание

29/09/2021
Обращение Председателя ЛДПР

24/07/2021
Выступление на Красной площади, посвящённое 145 выпуску офицеров Московского Высшего военного командного училища

19/04/2021
Наилучший сценарий

18/04/2021
Окно Овертона

04/04/2021
ЛДПР заявляет

22/01/2021
Следующий шаг...

06/06/2020
Киссинджер

10/03/2020
Актуально спустя 150 лет

07/02/2020
Выступление на Круглом столе в Государственной Думе

18/10/2019
Выступление на всероссийском совещании активистов ЛДПР

11/03/2018
100 лет Комендатуре Московского Кремля

20/12/2017
Выступление на XXXI съезде ЛДПР

20/07/2015
Исторический казус...

01/06/2015
Вирус Эбола - Барака Обамы

13/12/2014
Выступление на Всероссийском слёте, посвящённом 25-летию Либерально-демократической партии России

Публикации в сети

Абельцев в Яндексе

Страница в Контакте

Страница в Instagram

Сергей Абельцев в ТикТок