|
Исполнять и предупреждатьИсполнять и предупреждать Исполнился год с момента передачи Уголовно-исполнительной системы России в подчинение Министерству юстиции. Переход к общепринятому порядку руководства правоохранительными органами приносит первые плоды. В отличие от некоторых других государственных институтов, УИС из объекта постоянной критики постепенно превращается, насколько это возможно в наших условиях, в организацию, подающую пример гум гуманитарной эволюции. За истекший период принята Концепция реформирования УИС, сделаны реальные шаги к переходу на общемировые стандарты исполнения наказаний, сформирован пакет основных законов, создан Попечительский фонд, наконец, как и в других областях деятельности, впервые за многие годы отмечен юбилей образования системы. Из пяти основных обязательств в данной сфере, взятых на себя Россией при вступлении в Совет Европы, задерживается с выполнением только одно - существенно улучшить условия содержания контингента в местах лишения свободы, причем исключительно по причине неадекватного финансирования.. Хотя совместными с Государственной Думой усилиями его удалось значительно подправить. На наш взгляд, это стало возможным в большой степени благодаря постоянному вниманию к проблеме со стороны министра П. Крашенинникова, его заместителя Ю. Калинина, лично начальника ГУИН В. Ялунина. Как заместитель председателя Комитета по безопасности Госдумы знаю это не понаслышке. Ситуация в местах заключения наконец-то стала предметом реальной заботы и общественности, и государства. Заметный толчок процессу гуманизации УИС дало присоединение России к европейским конвенциям о защите прав человека от 1950 года и о запрещении пыток и бесчеловечного обращения от 1987 года. Значительный резонанс вызвало инициированное ЛДПР и принятое Госдумой постановление об амнистии, хотя масштабы ее нас не совсем удовлетворили. Оступившиеся молодые люди - а их достаточно в местах заключения - должны получить шанс, в то время как личности, подобные военно-морским офицерам А. Никитину и Г. Пасько, определенно заслуживают изоляции. Дурные примеры разлагают общество. Конечно, амнистия в наших условиях - это не только гуманный акт, но и суровая необходимость. Правоохранительные органы должны осознавать, что многие антиобщественные действия обусловлены прежде всего тяжелым материальным положением значительной части населения страны. Но и общество не должно взращивать морально-нравственные предрассудки, кстати, широко поощряемые прессой и телевидением. Критика правоохранительных органов не должна переходить в мазохизм, мы знаем: когда пугают прошлым, значит, хотят отвлечь от мыслей о будущем. Кто нам мешает на основе уже действующего законодательства остановить разлагающее влияние СМИ, прекратить тиражирование разработанного специально для нас на Западе ложного тезиса об абсолютном приоритете так называемых прав человека, запретить антигосударственное воспитание молодежи? Безответственным правозащитникам хотелось бы напомнить Статью 29 из так полюбившейся им Всеобщей декларации прав человека от 1948 года: При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Бесспорно, преступник должен получить по заслугам. Однако УИС, наряду с другими правоохранительными структурами, не может служить инструментом истребительной войны с собственным народом. В ХХ столетии Россия уже неоднократно демонстрировала всему миру примеры безжалостного отношения к своим гражданам, которых в результате с каждым годом становится все меньше и меньше. Насколько известно, испытывает трудности с набором кадров и ГУИН, именно поэтому оно должно все более трансформироваться в орган исправительный. Сейчас государство растрачивает свои скудные ресурсы на борьбу с организованной преступностью. Эти непроизводительные расходы могут оказаться бесконечными, гораздо предпочтительнее тратить средства на разворот общественного сознания в созидательное русло, целенаправленно культивировать принципы умножения национального богатства, а не постоянное стремление к его дележу. Лишение человека свободы - это крайняя мера, скорее борьба с последствиями, чем с причинами правонарушений. Меры по дальнейшему оздоровлению и гуманизации УИС очевидны и лежат в плоскости государственнических подходов к улучшению ситуации в стране в целом. Арсенал уловок и полумер на данном этапе в России исчерпан, стратегия отсрочек и умалчиваний только наслаивает проблемы. В широком плане задача состоит в том, чтобы люди перестали попадать в российские места заключения по конкурсу, в массовых количествах. Решение этой задачи без существенного улучшения общей экономической ситуации так же невозможно, как и строительство социализма в отдельно взятой стране. 20.01.1999
При использовании материалов сайта, ссылка обязательна. |
Актуальные публикации04.04.24 18.03.24 22.02.24 22.01.24 31.12.23 19.12.23 16.11.23 10.10.23 29.09.23 04.07.23 06.06.23 06.04.23 21.02.23 06.01.23 07.07.22 06.04.22 04.04.22 29.09.21 19.04.21 18.04.21 |