Военно-политический альянс США-Россия. Речь на Всемирном Российском Форуме в Вашингтоне. 30.04.2002

Разрешите прежде всего поблагодарить организаторов Всемирного Российского Форума за любезное приглашение и предоставленную возможность выступить перед столь высоким собранием.

Сегодня весьма показательно, что одним из мест проведения этой встречи является Международный торговый центр им. Рональда Рейгана, одного из уважаемых в США президентов, который два десятилетия назад ввел в международный политический лексикон термин империя зла.

Можно, конечно, оспаривать применимость этого термина, но то, что мы сегодня обсуждаем тему военно-политического альянса США и России, - это бесспорное доказательство тех огромных перемен в отношениях между нашими странами, которые произошли за сравнительно короткий промежуток времени. Хочу обратить ваше внимание на то, что это стало возможным в значительной степени по инициативе российской стороны, добровольно принявшей на себя весь груз ошибок прошлого.

В мировом сообществе, кажется, укрепилось мнение, что после 11 сентября мир существенно изменился, раз Соединенные Штаты присоединились к России в борьбе с международным терроризмом. Однако имеет право на жизнь и другая точка зрения: события в Вашингтоне и Нью-Йорке явились скорее следствием, чем причиной глубоких трансформаций в мире.

Как представляется, пока Россия претерпевала драматические внутренние коллизии, а Запад успешно решал свои социально-экономические проблемы, в некоторых национальных анклавах обратили внимание на чрезмерный либерализм и самоуспокоенность цивилизованного мира, выбравшего достойную жизнь и свободу в качестве главных человеческих ценностей. Утверждения о том, что терроризм не имеет национального лица, может рассматриваться не более чем условность, поскольку самые громкие теракты совершаются сегодня, как правило, на национально-конфессиональной, а не на идеологической основе. Другим источником терроризма, без сомнения, стали такие неизвестные ранее феномены, как цивилизация трущоб и новое варварство, в чем большая заслуга принадлежит, к сожалению, свободным средствам массовой информации. Кто сегодня из присутствующих может ответить на вопрос: с какой целью открывается вещание радиостанции Свобода на чеченском языке?

В своем послании к нации президент Буш сказал: Общая опасность стирает старые разногласия соперников. Взаимодействие Америки с Россией, Китаем и Индией в интересах мира и процветания идет по таким направлениям, которые никогда ранее не существовали.

К этому хотелось бы добавить, что сегодня мы восстанавливаем то, что уже имело место между нашими странами в прошлом. В сентябре 1863 г. две русские эскадры - а это 12 боевых кораблей, 230 морских орудий и 3600 человек экипажа- почти одновременно появились на рейдах Нью-Йорка и Сан-Франциско, а затем длительное время крейсировали у побережий США, препятствуя англо-французскому вмешательству в гражданскую войну между Севером и Югом.

Принятие конкретных решений - это прерогатива действующих властей, но важно и массовое понимание сути происходящих явлений, хотя в России современная политическая культура пока не предполагает серьезного учета общественного мнения.

Сегодня самые популярные слова в международном политическом обращении, естественно, кроме заклинаний о терроризме, - это стабильность и всеобщая безопасность. Однако пока они кажутся прекрасной мечтой, а аналитические службы дают другие оценки: устойчивая нестабильность и международный беспорядок, стабилизация на глобальном уровне при дестабилизации на региональном и другие. Известны прогнозы разведсообщества США, которые также не отличаются особым оптимизмом. О неуверенности в отношении будущего мира в некотором роде свидетельствует и намерение США складировать снимаемые с вооружения ядерные боеголовки.

Оставим на время дискуссии тему несбывшихся надежд в обмен на чрезвычайные уступки, сделанные Россией, но что кроме этого омрачает наши отношения сегодня?

Соединенные Штаты находятся на вершине могущества, военный бюджет США в десятки раз превышает военные расходы России, дальнейшее развитие в таком ключе чревато неожиданными последствиями.

Понятно, что на данный момент США- это единственная держава, способная осуществлять глобальное военное вмешательство, и включение территорий бывших республик СССР, не говоря уже о регионах собственно России, в оперативные зоны ответственности объединенных командований вооруженных сил США не может не высказывать озабоченности.

В ходе набирающей темпы глобализации стали наблюдаться проявления новых противоречий между принципами демократизации и национальными интересами государств, потребностями транснационального производства и государственным суверенитетом.

Если исходить из того, что национальная безопасность страны все-таки важнее международных законов, тогда можно признать правомерность усилий американского руководства по ядерному разоружению России и нераспространению оружия массового поражения, ситуацию в области ПРО, ядерных испытаний и запрещения противопехотных мин, табу на закупки союзниками российского вооружения, стальной протекционизм и прочее.

Партнеры должны быть равноправны. У нас болезненно воспринимаются позиция США по Северному Кавказу, поощрение притязаний Японии на Южно-Курильские острова, проведение у российских границ учений типа Стронг Ризолв, непотопляемая поправка Джексона-Вэника, набившие оскомину двойные стандарты, своевременные обвинения России в укрывательстве неких программ оборонных исследований. Перечень можно продолжить.

В отношении последних хотелось бы сказать: во-первых, абсолютная прозрачность в таких вопросах противоестественна и невозможна и, во-вторых, Россия сегодня в рамках своих экономических возможностей предпринимает титанические усилия по собственному разоружению, масштабы которого не имеют аналогов в мировой истории. Только одних основополагающих договоров в этой области насчитывается более дюжины! Эти усилия тем более заслуживают высокой оценки, что только 13% нашего населения считает Россию частью западного мира, а остальные причисляют себя к евразийцам и, следовательно, не совсем готовы приветствовать американский разворот российской внешней политики.

Кроме того, просил бы американских коллег иметь в виду, что исключительная пунктуальность российского руководства в вопросах соблюдения договоров о сокращении вооружений, так же как и опережающая выплата внешних долгов, подвергается внутри страны серьезной критике.

Тем не менее, несмотря на некоторую отрицательную политическую динамику, отмеченную в последнее время, развитие военно-политических отношений между нашими двумя странами принципиально возможно, прежде всего по линии оперативного взаимодействия в борьбе с терроризмом и военно-технического сотрудничества, ядерного разоружения, нераспространения двойных технологий, а также в рамках программ типа Партнерство ради мира и тех, которые придут ей на смену.

Без сомнения, российское руководство должно учесть американский опыт наведения порядка в Афганистане: последовательное жесткое применение силы по всем правилам ведения войны на первом этапе и широкий поиск политического решения - на последующих; установление плотной цензуры и законное, с точки зрения военных интересов, игнорирование претензий правозащитных организаций.

5 марта 2000 г. в ответ на предположение в возможном вступлении России в НАТО мир услышал Почему бы и нет? российского президента. Постоянный диалог и установление качественно новых отношений с блоком подтверждены В. Путиным в качестве важных направлений российской внешней политики.

Операция США в Афганистане аннулировала приоритет НАТО на поддержание международного мира и уменьшила опасения того, что блок может превратиться в некую глобальную военную цивилизацию.

Конкретные направления и формы сотрудничества определяются на экспертном уровне, а это уже непрозрачная работа. Хотя некоторые из присутствующих здесь, я уверен, уже действительно знают, какие технические решения будут приняты в Рейкьявике, Риме и Москве.

На этом оптимистическую часть своего выступления я хотел бы закончить.

Уважаемые участники форума! Время туманных заявлений в отношениях Россия-Запад еще не окончилось. Не будем кривить душой: России сколько-нибудь значительная роль в американских сценариях будущего не отводится, серьезная база для стратегического партнерства просматривается слабо. Борьба с международным терроризмом, распространением оружия массового поражения и миротворчество далеко не исчерпывают областей возможного сотрудничества. Попытки подменить эффективное многостороннее сотрудничество какими-либо экзотическими совместными проектами, по-видимому, обречены на неудачу- достаточно вспомнить инициативу Б. Ельцина в 1992 г. по созданию Россией и Соединенными Штатами на кооперационной основе т.н. Глобальной системы защиты от баллистических ракет.

Если мы хотим ускорить совместный выход на новые рубежи взаимодействия, свои шаги навстречу должны сделать и США. При этом имея в виду, что поощряемый процесс регионализации России чреват не только большими бедами для россиян, но возрождает призрак нового Великого переселения народов. А это уже будет глобальная катастрофа, правда, на первых порах, кроме россиян, она затронет в основном европейцев. Мы уже имеем не один пример, когда быстрорастущие по численности народы средствами террора успешно завладевали землями, которые никогда им не принадлежали и не ими обустраивались.
Сегодня отработаны некоторые формы сотрудничества России и НАТО, в т.ч. через программу Партнерство ради мира. Это- миротворческие функции в бывшей Югославии, обмен разведывательной информацией, операции по поиску и спасению подводных лодок, адаптация военных к гражданской службе. На взаимоотношения с блоком положительно влияет то, что Европа приходит к нам с инвестициями, в то время как США занимают выжидательную позицию. А инвестиции, как известно, создают гарантию взаимной безопасности. На дальнейшее нам снова предлагают примерно из того же набора- миротворческие функции на Ближнем Востоке, подготовку инспекторов для использования по линии ООН, борьбу с наркотрафиком, ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф и прочее подобного рода, далеко не соответствующее уровню наших отношений.

В преддверии принятия важных решений нет смысла задаваться вопросами о задачах НАТО и целях продвижения блока на восток. Необходимо искать новые формы взаимодействия, опираясь на мнение его генерального секретаря лорда Робертсона: Подозрительность - пережиток старого мышления. Имея в виду, однако, что в результате зарождения нового противостояния по линии НАТО-Азия Россия в результате тесного альянса может лишиться возможности исполнять свою историческую роль моста между западом и востоком. По меткому сравнению, став акционером Европейского дома, она упрется в Великую китайскую стену на востоке

Известные публичные высказывания Мадлен Олбрайт, Джорджа Робертсона и других аффилированных лиц убеждают в том, что прямое присоединение России к НАТО на общих основаниях невозможно. Не перечисляя все аргументы, хочу отметить, что оно невозможно по определению не только по политическим и стратегическим мотивам- присутствующим они хорошо известны, но и по причинам чисто организационного свойства. Требования безопасности, конструкция военной системы, российский менталитет делают такой альянс нереальным.

Судя по всему, блок НАТО был и остается военным блоком, превращение его в международную политическую организацию с полноценным российским участием, как это неоднократно предлагалось, кажется маловероятным. Поэтому России, возможно, следует обратить внимание на планы создания в следующем году т.н. Европейских сил быстрого реагирования, избрав в качестве главного военного партнера на Европейском театре и включив в его состав контингент российских войск.
В заключение, пользуясь присутствием здесь делегатов США, хочу засвидетельствовать свое уважение и дать высокую оценку морального духа американской нации, которая в обстоятельствах после 11 сентября доказала, что в экстремальных условиях способна консолидироваться, достойно принять вызов, продемонстрировать волю и мужество, столь характерные для первых переселенцев и отцов-основателей.

30.04.2002
При использовании материалов сайта, ссылка обязательна.

Актуальные публикации

04.04.24
Похвала тишине от влюблённого в неё

18.03.24
Во дни печальные Великого поста...

22.02.24
Первый без равных

22.01.24
Насколько мы ничтожно малы...

31.12.23
Новогоднее пожелание

19.12.23
Делегатам XXXV съезда ЛДПР

16.11.23
Выступление в Государственной Думе на совещании по профилактике преступности мигрантов

10.10.23
Пакт Монклоа

29.09.23
Выступление на Форуме участников СВО

04.07.23
Анатомия примитивизма

06.06.23
День рождения А. С. Пушкина

06.04.23
Памяти Владимира Жириновского

21.02.23
Л. Слуцкому, спавшему на Послании Президента РФ

06.01.23
Актуально спустя 20 веков

07.07.22
Выступление на Всероссийском Молодёжном Форуме ЛДПР

06.04.22
Памяти Владимира Жириновского

04.04.22
Паутина

29.09.21
Обращение Председателя ЛДПР

24.07.21
Выступление на Красной площади, посвящённое 145 выпуску офицеров Московского Высшего военного командного училища

19.04.21
Наилучший сценарий

18.04.21
Окно Овертона

Страница в Контакте

Сергей Абельцев в ТикТок