Выступление на "Парламентских слушаниях" в Государственной Думе

Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью как внутренней и внешней угрозой национальной безопасности

Уважаемые участники Парламентских слушаний!

Начну своё выступление с удивительной информации, с которой мне в ходе исполнения своих депутатских полномочий доводилось неоднократно сталкиваться. Речь о бытующем в нашей стране и, к сожалению, всё более распространяющемся мнении о том, что органрганизованная преступность в современной России выполняет позитивные социально-экономические функции, предоставляя альтернативу неэффективно работающим государственным институтам, призванным обеспечивать выполнение гражданско-правовых обязательств и разрешать споры.

Таким образом, в сознании людей формируется извращённый по своей сути и порочный и пагубный по своей потенциальной опасности образ преступного мира как единственной силы, способной обеспечивать стабильность, предоставлять помощь в “выбивании” долгов, гарантировать выплаты процентов по банковским ссудам и разрешать споры о правах на собственность честно и эффективно. То есть исполнение правовых и карательных функций - того, что в нормальном обществе принято считать исключительной прерогативой государства.

К сожалению, причины для таких настроений имеются.

В 2005 году, тогдашний Генеральный прокурор Владимир Устинов в своём выступлении на всероссийском совещании правоохранительных органов предельно резко оценил ситуацию. Цитирую: “Приходиться признать, что толком до сих пор ничего не сделано, борьба с преступностью ведётся больше на бумаге. Пора прекратить бороться с организованной преступностью на бумаге, прикрываясь безличными валовыми показателями, и переходить к оценке качественной составляющей, учитывать результаты по разобщению и ликвидации преступных группировок, привлечению к ответственности их лидеров и активных участников, пресечению каналов их финансирования”.

Как же обстоят дела сегодня, в году 2008?

Как законодатель могу констатировать, что эффективность принятых законов по противодействию организованной преступности практически нулевая. С каких это пор профессиональных преступников или профессиональных коррупционеров останавливал какой-то закон?

Наша оргпреступность зародилась и выросла в недрах распределительной экономики и главной её особенностью в отличие от зарубежной стала теснейшая взаимосвязь преступности экономической с преступностью уголовной, что предопределило возникновение криминальных симбиозов из так называемых “теневиков”, профессиональных уголовников и нечистых на руку чиновников.

Как пел Расторгуев: “Расцвела буйным цветом малина. Разухабилась всякая тварь”.

И вот с этой “тварью” законными методами бороться стало уже невозможно. Настолько слаба была в начале 90-х законодательная база.

И вот тогда, в памятный 1992 год, как естественная реакция на зло, появились знаменитые РУОПы, вобравшие молодых и дерзких людей, которые не особенно обременяя себя статьями закона, вдруг начали давать результат. Решая свою главную задачу - убрать бандитов с улиц - они превратились в настоящие “эскадроны смерти”. К сожалению, выполнив эту задачу в 2001 году РУОПы были упразднены.

Криминалитет на это отреагировал немедленно. Практически во всех регионах страны его выдвиженцы развили активную деятельность по проникновению во власть посредством самого легитимного и законного способа - участия в выборах. Преступный симбиоз достиг своего “совершенства”, обрёл законченный, а потому особо опасный вид.

Итак, на сегодняшний день нашим противником является высокоорганизованный отечественный криминальный симбиоз, который всё теснее сращивается с транснациональной всемирной организованной преступностью. Нельзя не понимать того, что глобальный характер этого явления, густо замешанный на сотрудничестве с терро­ристическими организациями и политическим экстремизмом, есть реальная угроза безопасности всего человечества, как по своим масштабам, так и по разрушительному влия­нию.

Что делать?

Это извечный вопрос для России, что бы в ней ни происходило. Ответить на него один - действовать. Учёные и практики накопили массу предложений, разработали множество программ, защитили десятки диссертаций по данной проблематике, но, увы, вопрос - что делать? - по-прежнему актуален.

Поэтому прежде всего необходимо политическое решение верховной власти. И это главное. Как приговорённому к повешению вышибают табуретку из-под ног, так у организованной преступности нужно вырвать экономический базис.

Активно действуя в сфере экономики, организованные преступные сообщества и их лидеры получили беспрецедентную возможность укрепления финансовой мощи возглавляемых ими преступных структур, аккумулирования похищенных у государства и частных владельцев колоссальных денежных средств на зарубежных счетах, используемых ими для подкупа должностных лиц, коррумпирования и разложения органов власти и управления. В современных реалиях организованные преступные группировки предпочитают заниматься своей преступной деятельностью в сфере именно легальной экономики, получая при этом возможность легализовать свой преступный доход.

Таким образом, люди, тесно связанные с оргпреступностью, постепенно превращаются в экономическую элиту. И как любая элита они получают возможность влиять на важные процессы государственной жизни, в том числе на кадровые решения.

К примеру, с учётом того, что правоохранительные органы в России являются самыми могущественными структурами, чётко проявилась тенденция увеличения в московских вузах числа студентов с Кавказа, получающих образование на платной основе с единственной целью - устроиться после их окончания в силовые ведомства.

Вот почему с учётом всего вышесказанного я прихожу к пониманию, что для России чрезвычайно важным теперь становиться осознание и признание того, что на борьбу с оргпреступностью должны быть перенесены методы борьбы с террористами.

Почему, спросите вы? Потому что у нас не осталось больше времени на возню с бандитами, а именно в борьбе с терроризмом фактор времени находится на первом месте. Соглашаясь с тем, что борьба с террором огрубляет методы правоохранительных органов, не могу не отметить, что в современном контексте понятие организованная преступность и терроризм практически уже неотличимы.

Поэтому, анализируя законотворческую и правоприменительную практику стран с различными моделями государственного устройства, а также принимая во внимание наши сегодняшние, российские, реалии, я однозначно отдаю в борьбе с организованной экономической преступностью приоритет стратегии нейтрализации.

Следует признать, что, к нашему глубокому сожалению, на данный момент реальные возможности преступности фактически равны потенциалу правоохранительных органов. То есть правоохранительные органы не могут в полной мере контролировать экстремистские и террористические организации, что позволяет последним создавать реальные угрозы обществу и государству, но у них имеется возможность сдерживать преступность путём принятия адекватных и своевременных мер. Ведь не секрет, что максимальную эффективность правоохранительные органы демонстрируют именно в условиях чрезвычайной ситуации. Поэтому на это надо направить наши усилия. Только таким образом мы укрепим стабильность и безопасность общества и государства.

И только со временем, по мере развития новой государственности в России в рамках борьбы с преступностью, включая её организованные формы, появиться возможность осуществить переход от стратегии нейтрализации к стратегии контроля над организованной экономической преступностью.

А пока, и в этом я глубоко уверен, нам на государственном уровне было бы полезным изучить опыт “профилактики” организованной преступности в Туркменистане - единственной республике, где с ней справились и теперь не вспоминают. Наши туркменские товарищи, вопреки восточным обычаям гостеприимства, не стали церемониться с бандитами, а просто напросто без различия пола и возраста (я имею в виду предельного возраста) во внесудебном порядке перебили всех до одного.

Вот и нам, чтобы не проиграть борьбу с организованной преступностью необходимо использовать любые шансы, чтобы изменить ситуацию в ближайшем будущем.

Главным на этом направлении я вижу в воссоздании службы, которая занялась бы исключительно борьбой с оргпреступностью, по аналогии с такой, например, как итальянская Direzione investigativa antimafia в составе итальянского МВД.

В соответствии с правилами политеса, хочу закончить свой доклад позитивной информацией. Не могу не отдать должное одной блестящей операции в работе отечественных правоохранительных органов. Имею в виду ликвидацию крупнейшей организованной преступной группировки - ЮКОСа и обезвреживание Ходорковского. Вот так бы и впредь. Пожёстче и невзирая ни на какие регалии, связи, богатство, влияние и вопли правозащитников. Преступил закон - в тюрьму. Ещё лучше - в могилу. У бандитов другого будущего быть не должно.

30.10.2008
При использовании материалов сайта, ссылка обязательна.

Актуальные публикации

04.04.24
Божественная тишина

18.03.24
Во дни печальные Великого поста...

22.02.24
Первый без равных

22.01.24
Насколько мы ничтожно малы...

31.12.23
Новогоднее пожелание

19.12.23
Делегатам XXXV съезда ЛДПР

16.11.23
Выступление в Государственной Думе на совещании по профилактике преступности мигрантов

10.10.23
Пакт Монклоа

29.09.23
Выступление на Форуме участников СВО

04.07.23
Анатомия примитивизма

06.06.23
День рождения А. С. Пушкина

06.04.23
Памяти Владимира Жириновского

21.02.23
Л. Слуцкому, спавшему на Послании Президента РФ

06.01.23
Актуально спустя 20 веков

07.07.22
Выступление на Всероссийском Молодёжном Форуме ЛДПР

06.04.22
Памяти Владимира Жириновского

04.04.22
Паутина

29.09.21
Обращение Председателя ЛДПР

24.07.21
Выступление на Красной площади, посвящённое 145 выпуску офицеров Московского Высшего военного командного училища

19.04.21
Наилучший сценарий

18.04.21
Окно Овертона

Страница в Контакте

Сергей Абельцев в ТикТок