|
Выступление на "Парламентских слушаниях" в Государственной ДумеЗаконодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью как внутренней и внешней угрозой национальной безопасности Уважаемые участники Парламентских слушаний! Начну своё выступление с удивительной информации, с которой мне в ходе исполнения своих депутатских полномочий доводилось неоднократно сталкиваться. Речь о бытующем в нашей стране и, к сожалению, всё более распространяющемся мнении о том, что органрганизованная преступность в современной России выполняет позитивные социально-экономические функции, предоставляя альтернативу неэффективно работающим государственным институтам, призванным обеспечивать выполнение гражданско-правовых обязательств и разрешать споры. Таким образом, в сознании людей формируется извращённый по своей сути и порочный и пагубный по своей потенциальной опасности образ преступного мира как единственной силы, способной обеспечивать стабильность, предоставлять помощь в “выбивании” долгов, гарантировать выплаты процентов по банковским ссудам и разрешать споры о правах на собственность честно и эффективно. То есть исполнение правовых и карательных функций - того, что в нормальном обществе принято считать исключительной прерогативой государства. К сожалению, причины для таких настроений имеются. В 2005 году, тогдашний Генеральный прокурор Владимир Устинов в своём выступлении на всероссийском совещании правоохранительных органов предельно резко оценил ситуацию. Цитирую: “Приходиться признать, что толком до сих пор ничего не сделано, борьба с преступностью ведётся больше на бумаге. Пора прекратить бороться с организованной преступностью на бумаге, прикрываясь безличными валовыми показателями, и переходить к оценке качественной составляющей, учитывать результаты по разобщению и ликвидации преступных группировок, привлечению к ответственности их лидеров и активных участников, пресечению каналов их финансирования”. Как же обстоят дела сегодня, в году 2008? Как законодатель могу констатировать, что эффективность принятых законов по противодействию организованной преступности практически нулевая. С каких это пор профессиональных преступников или профессиональных коррупционеров останавливал какой-то закон? Наша оргпреступность зародилась и выросла в недрах распределительной экономики и главной её особенностью в отличие от зарубежной стала теснейшая взаимосвязь преступности экономической с преступностью уголовной, что предопределило возникновение криминальных симбиозов из так называемых “теневиков”, профессиональных уголовников и нечистых на руку чиновников. Как пел Расторгуев: “Расцвела буйным цветом малина. Разухабилась всякая тварь”. И вот с этой “тварью” законными методами бороться стало уже невозможно. Настолько слаба была в начале 90-х законодательная база. И вот тогда, в памятный 1992 год, как естественная реакция на зло, появились знаменитые РУОПы, вобравшие молодых и дерзких людей, которые не особенно обременяя себя статьями закона, вдруг начали давать результат. Решая свою главную задачу - убрать бандитов с улиц - они превратились в настоящие “эскадроны смерти”. К сожалению, выполнив эту задачу в 2001 году РУОПы были упразднены. Криминалитет на это отреагировал немедленно. Практически во всех регионах страны его выдвиженцы развили активную деятельность по проникновению во власть посредством самого легитимного и законного способа - участия в выборах. Преступный симбиоз достиг своего “совершенства”, обрёл законченный, а потому особо опасный вид. Итак, на сегодняшний день нашим противником является высокоорганизованный отечественный криминальный симбиоз, который всё теснее сращивается с транснациональной всемирной организованной преступностью. Нельзя не понимать того, что глобальный характер этого явления, густо замешанный на сотрудничестве с террористическими организациями и политическим экстремизмом, есть реальная угроза безопасности всего человечества, как по своим масштабам, так и по разрушительному влиянию. Что делать? Это извечный вопрос для России, что бы в ней ни происходило. Ответить на него один - действовать. Учёные и практики накопили массу предложений, разработали множество программ, защитили десятки диссертаций по данной проблематике, но, увы, вопрос - что делать? - по-прежнему актуален. Поэтому прежде всего необходимо политическое решение верховной власти. И это главное. Как приговорённому к повешению вышибают табуретку из-под ног, так у организованной преступности нужно вырвать экономический базис. Активно действуя в сфере экономики, организованные преступные сообщества и их лидеры получили беспрецедентную возможность укрепления финансовой мощи возглавляемых ими преступных структур, аккумулирования похищенных у государства и частных владельцев колоссальных денежных средств на зарубежных счетах, используемых ими для подкупа должностных лиц, коррумпирования и разложения органов власти и управления. В современных реалиях организованные преступные группировки предпочитают заниматься своей преступной деятельностью в сфере именно легальной экономики, получая при этом возможность легализовать свой преступный доход. Таким образом, люди, тесно связанные с оргпреступностью, постепенно превращаются в экономическую элиту. И как любая элита они получают возможность влиять на важные процессы государственной жизни, в том числе на кадровые решения. К примеру, с учётом того, что правоохранительные органы в России являются самыми могущественными структурами, чётко проявилась тенденция увеличения в московских вузах числа студентов с Кавказа, получающих образование на платной основе с единственной целью - устроиться после их окончания в силовые ведомства. Вот почему с учётом всего вышесказанного я прихожу к пониманию, что для России чрезвычайно важным теперь становиться осознание и признание того, что на борьбу с оргпреступностью должны быть перенесены методы борьбы с террористами. Почему, спросите вы? Потому что у нас не осталось больше времени на возню с бандитами, а именно в борьбе с терроризмом фактор времени находится на первом месте. Соглашаясь с тем, что борьба с террором огрубляет методы правоохранительных органов, не могу не отметить, что в современном контексте понятие организованная преступность и терроризм практически уже неотличимы. Поэтому, анализируя законотворческую и правоприменительную практику стран с различными моделями государственного устройства, а также принимая во внимание наши сегодняшние, российские, реалии, я однозначно отдаю в борьбе с организованной экономической преступностью приоритет стратегии нейтрализации. Следует признать, что, к нашему глубокому сожалению, на данный момент реальные возможности преступности фактически равны потенциалу правоохранительных органов. То есть правоохранительные органы не могут в полной мере контролировать экстремистские и террористические организации, что позволяет последним создавать реальные угрозы обществу и государству, но у них имеется возможность сдерживать преступность путём принятия адекватных и своевременных мер. Ведь не секрет, что максимальную эффективность правоохранительные органы демонстрируют именно в условиях чрезвычайной ситуации. Поэтому на это надо направить наши усилия. Только таким образом мы укрепим стабильность и безопасность общества и государства. И только со временем, по мере развития новой государственности в России в рамках борьбы с преступностью, включая её организованные формы, появиться возможность осуществить переход от стратегии нейтрализации к стратегии контроля над организованной экономической преступностью. А пока, и в этом я глубоко уверен, нам на государственном уровне было бы полезным изучить опыт “профилактики” организованной преступности в Туркменистане - единственной республике, где с ней справились и теперь не вспоминают. Наши туркменские товарищи, вопреки восточным обычаям гостеприимства, не стали церемониться с бандитами, а просто напросто без различия пола и возраста (я имею в виду предельного возраста) во внесудебном порядке перебили всех до одного. Вот и нам, чтобы не проиграть борьбу с организованной преступностью необходимо использовать любые шансы, чтобы изменить ситуацию в ближайшем будущем. Главным на этом направлении я вижу в воссоздании службы, которая занялась бы исключительно борьбой с оргпреступностью, по аналогии с такой, например, как итальянская Direzione investigativa antimafia в составе итальянского МВД. В соответствии с правилами политеса, хочу закончить свой доклад позитивной информацией. Не могу не отдать должное одной блестящей операции в работе отечественных правоохранительных органов. Имею в виду ликвидацию крупнейшей организованной преступной группировки - ЮКОСа и обезвреживание Ходорковского. Вот так бы и впредь. Пожёстче и невзирая ни на какие регалии, связи, богатство, влияние и вопли правозащитников. Преступил закон - в тюрьму. Ещё лучше - в могилу. У бандитов другого будущего быть не должно. 30.10.2008
При использовании материалов сайта, ссылка обязательна. |
Актуальные публикации04.04.24 18.03.24 22.02.24 22.01.24 31.12.23 19.12.23 16.11.23 10.10.23 29.09.23 04.07.23 06.06.23 06.04.23 21.02.23 06.01.23 07.07.22 06.04.22 04.04.22 29.09.21 19.04.21 18.04.21 |